Шумозащитные окна: проблемы и решения

Рост мегаполисов привёл к резкому увеличению транспортных потоков. Одним из решений данной проблемы является строительство транспортных развязок и объездных магистралей. К сожалению, не всегда удаётся изыскать возможности возведения этих столь необходимых объектов вдали от жилых районов. Зачастую автомагистрали вплотную приближаются к домам и проходят на уровне 3–5 этажей домов. Жители домов, находящихся вблизи магистрали сталкиваются с двумя серьёзными проблемами: повышенный шум и токсичные выбросы проходящего автотранспорта.

Проблема требует комплексного решения: обеспечение звукоизоляции при одновременном притоке воздуха для обеспечения нормируемого воздухообмена.

Ситуация в г.Санкт-Петербурге – решения по снижению шумового загрязнения

Санкт-Петербург в последние годы успешно решает проблемы оптимизации транспортных потоков, уменьшая количество транспорта, проходящего через город, путём строительства объездных дорог, мостов и транспортных развязок. В некоторых случаях рациональнее на данный момент бороться не с причиной, а со следствием. Например, проблему шумового загрязнения жилых помещений можно значительно уменьшить за счёт установки шумозащитных окон.

Территориальное управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителя и благополучия человека по г.Санкт-Петербургу проанализировало ситуацию, сложившуюся в жилых микрорайонах, после ввода первой очереди КАД и пришло к выводу, что санитарные нормы не обеспечены. Для исключения подобной ситуации в будущем было принято решение о замене оконных и балконных блоков в домах, расположенных вдоль или вблизи магистралей и транспортных развязок.

Для обеспечения требований СН 2.2.4/2.1.8.562-96 «Шум на рабочих местах, в помещениях жилых, общественных зданий на территории жилой застройки» в Санкт-Петербурге при замене существующих конструкций заполнений оконных и балконных проёмов потребовалось использовать конструкции с индексом изоляции транспортного шума (RАтран) не менее 34 дБА в режиме естественной вентиляции жилого помещения, а в ряде случаев и более. Существующие же деревянные оконные конструкции не соответствуют требованиям СанПиН по звукоизоляции.

Характер застройки в зоне прохождения транспортных магистралей и развязок неоднороден – дома возведены в разные периоды XX века: 50-е, 60-е, 70-е и 80-е годы.

Соответственно, они имеют различные стены как по материалу – кирпич, бетон, так и по толщинам – от 240 до 640 мм. Размеры четвертей, внутренних откосов различны не только в домах, но и в одном доме в зависимости от этажа.

Шумозащита– требования к светпрозрачным конструкциям

Анализ существующих объектов с вновь установленными окнами показал на практике зависимость снижения проникающего в жилые помещения транспортного шума, как от конструкции оконного блока, так и от конструкции узла примыкания, включая качество выполнения монтажных работ и применяемых материалов.

Для соответствия предъявляемым требованиям деревянные оконные конструкции должны иметь толщину коробки не менее 140 – 160 мм, что не позволяет применить единое решение как для кирпичных, так и для панельных домов, ввиду различных толщин стен.

Конструкции из ПВХ профиля могут решить проблему унификации изделий, но при этом возникает вопрос: как совместить тепло- и звукоизоляцию с проветриванием?

При замене старого деревянного окна, новое из ПВХ профиля, как правило, устанавливается в зоне наружной плоскости демонтируемой деревянной конструкции. Вследствие чего зона промерзания может возникнуть на внутреннем откосе оконного проёма внутри помещения. При этом, практикуемое сегодня, обильное заполнение монтажного шва пеной не обеспечивает его стабильных параметров при длительной эксплуатации.

Анализ статистики дефектов, возникающих в первые три года эксплуатации ПВХ окон, указывает на то, что в 8 случаях из 10 причиной снижения звуко– и теплоизоляции светопрозрачных конструкций является неправильно выполненный монтажный шов.

Кроме того, необходимо внимательно отнестись к выбору проветривающих устройств. Условно их можно разделить по месту установки на два вида: интегрируемые в периметр оконного проёма или устанавливаемые в наружные несущие вертикальные конструкции зданий. Выбор того или иного способа установки зависит от многих факторов: особенностей светопрозрачных и стеновых конструкций, требований по шумоизоляции, пожеланий заказчика.

Изучение практики применения стеклопакетов показывает непригодность однокамерной конструкции, как не обеспечивающей требуемых параметров по звукоизоляции, а двухкамерные требуют установки стекол и рамок различной толщины. В ходе испытаний была выработана формула стеклопакета 6–16–4–10–4, с учетом требований по шумоизоляции, общей стоимости стеклопакета толщиной 40 мм и штапика. Вследствие значительных массогабаритных параметров (вес и толщина) стеклопакета были выявлены особые требования к ПВХ профилю и расстекловке оконной конструкции. Выбор ПВХ профиля остановился на монтажной глубине не менее 68 мм.

Обеспечение тепло– и звукоизоляции оконных конструкций

Не менее значимым параметром при проектировании конструкций заполнений оконных проёмов является обеспечение требуемых параметров теплосбережения. Основными уязвимыми местами при замене оконных конструкций на новые являются увеличенные зазоры, определённых ГОСТ 30971–2002, монтажных швов, которые при установке ПВХ оконных конструкций обычно заполняются монтажной пеной. В этом случае под воздействием переменных температур конструкция «монтажная пена – оконный профиль – стена здания» имеет различные коэффициенты теплового расширения, что влечёт возникновение неплотностей примыканий и, как следствие, нарушение воздухонепроницаемости, звуко– и теплоизоляции.

Исходя из вышесказанного, применение монтажной пены в конструкции шва необходимо свести к минимуму для обеспечения требуемых параметров по звуко– и теплоизоляции.

Для обеспечения теплозвукоизоляции стыка оконного и балконного блока с ограждающими стенами здания необходимо разработать монтажный шов, учитывающий изменение размеров, входящих в его состав, сопрягаемых конструктивных элементов, и необходимость установки пассивного щелевого проветривающего устройства.

В монтажном шве максимально должны быть использованы материалы промышленного производства. Это позволит создать стабильную конструкцию, которая сохранит воздухонепроницаемость и будет слабо зависеть от температурных деформаций, обеспечивая тем самым требуемые параметры теплоизоляции.

При проектировании и исполнении шумоизоляционного монтажного шва должны учитываться следующие факторы:

  • отсутствие дорогостоящих материалов (которые удорожат и без того недешёвый монтаж оконной конструкции);
  • технологичность конструкции (в дальнейшем поможет свести количество рекламаций к минимуму);
  • сокращение времени, которое потребуется для приобретения устойчивых навыков работы (необходимо учесть, что время монтажа шумозащитной конструкции по сравнению со стандартной увеличивается в среднем на 30–50 %);
  • возможность использовать при монтаже уже имеющийся, приобретённый ранее опыт.

В данной статье изложены только отдельные факторы, которые влияют на обеспечение долговечности конструкции монтажного шва в условиях повышенного шума. Необходимо помнить, что проектное решение в зависимости от условий эксплуатации и требований по шумозащите может быть различным, а найти оптимальное – задача проектировщиков и производителей.

Полный текст статьи читайте в следующих номерах журналах:

«Светопрозрачные конструкции» № 4, 2006

«Светопрозрачные конструкции» № 5, 2006

«Светопрозрачные конструкции» № 6, 2006

«Светопрозрачные конструкции» № 1, 2007

 

Реклама

Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер